Из Архангельска
в Черногорию —
с кафедры в интернет
Квантовый скачок психолога Анны Кузнецовой
Из Архангельска
в Черногорию
— с кафедры в интернет.
Квантовый скачок психолога
Анны Кузнецовой
Анна Кузнецова
студентка BigTomorrow.ru, клинический психолог, кандидат психологических наук, онлайн-консультант
www.kuzcenter.ru
Игрок 1-го сезона – январь 2018
13 лет Анна работала психологом и сотрудником кафедры психиатрии и клинической психологии и принимала клиентов в удобном кабинете. У нее был стабильный поток пациентов, работа над докторской, отличный доход, прекрасная репутация и мысль: «А не попробовать ли пожить в другой стране?».

Анна выбрала следовать не за удобным креслом, а за ерзающей мыслью — перевести практику в онлайн, чтобы суметь обеспечивать себя в любой точке мира. Ведь так хотелось солнца, моря и новых впечатлений.

Cегодня она живет с семьей в солнечной стране и работает онлайн.

Всего за 3 года успела:
Провести 1856 индивидуальных консультаций, из них — 1700 онлай
Опубликовать 45 статей на своем сайте и в интернет-изданиях
Написать 224 страницы текстовых файлов для постов
Разработать и провести 11 вебинаров и 2 онлайн-курса
Между делом выпить 2000 чашек кофе
В цифрах все выглядит красиво и легко, а на деле дорога из офлайна в онлайн оказалась не без кочек и выбоин. Анна поделилась с нами своей историей про интернет-выбоины и призналась, что ни за что бы их не променяла на прежнее удобное кресло.
Отказ от офлайна
Решение перейти в онлайн мне далось нелегко. Заняло целый год. В течение года я пыталась совмещать преподавание, очный прием и онлайн-работу. Нагрузки были очень большие, времени на семью и вообще на жизнь категорически не оставалось.
Мой будний день выглядел так:
7:40
Отвожу ребенка в сад
08:30
Приезжаю на кафедру
08:30 – 16:00
Провожу занятия
16:00 – 18:30
Провожу очные консультации, забираю ребенка из сада
20:00-23:00
Работаю онлайн
Выходные я посвящала только консультациям — и очным, и онлайн. С одной стороны, было очень интересно, а с другой, я чувствовала себя бесконечно уставшей и соскучившейся по семье. Ребенок видел меня только по дороге в сад и обратно. Ни на что, кроме работы, не оставалось ни времени, ни сил. Тогда я наконец решила рискнуть и сделать ставку на онлайн-практику.

В июне 2016 мы с мужем и ребенком переехали из Архангельска в Черногорию — к морю, солнцу и полной неопределенности. Мы приезжали сюда раньше отдыхать и уже неплохо ориентировались. Следующие полтора года я провела в попытках найти свой, «работающий» способ продвижения.
В онлайн наощупь
У меня не было системы. Я просто постепенно старалась понять: как это вообще делается? Как продвигать свои услуги? Собирала информацию то тут, то там. Смотрела лекции, открытые вебинары, читала статьи о продвижении. Обычно я находила какой-то материал, изучала его и пыталась реализовывать, попутно отслеживая, комфортно ли мне изнутри и реагируют ли читатели.

Сайт
Еще во время работы в Архангельске знакомые программисты помогли сделать сайт — с информацией обо мне, публикациями и возможностью общения с клиентами.

Мы с мужем пробовали продвигать его с помощью рекламы в Yandex и Google. Вложили 100−200 евро для пробы. Но реклама не сработала, выделиться в потоке рекламных объявлений других психологов я не смогла. Как оказалось со временем, мой главный канал — рекомендации. Сейчас сайт — это мой офис, где есть все обо мне: документы, резюме, статьи, отзывы.

Другие площадки
Почти сразу зарегистрировалась на сайтах для психологов. Там можно было разместить анкету, участвовать в обсуждениях и привлекать к себе внимание. В итоге клиенты стали приходить только с одного из сайтов.

Я писала в редакции онлайн-СМИ и предлагала свои материалы. Раньше писала тексты для газеты университета как руководитель психологической службы. Но там я была заранее уверена в доброжелательности читателей. В случае с интернетом, всегда оставался вызов. Как передать свои мысли? Как меня воспримут? Какой будет реакция аудитории?

Но в основном сотрудничество складывалось, и публикации помогали формировать репутацию. Как сказал один из моих клиентов: «Прочел о вас все, что нашел, и ничего меня не смутило».

YouTube
Делала попытку использовать канал на YouTube. Записала 11 видео с техниками самопомощи. Это был полезный опыт, но создание видео занимало много времени.

На выбор идеи и написание текста у меня уходило 2−3 часа. Муж проводил сьемку, а потом еще пару часов сам монтировал ролик. Подготовка ролика (выбор идеи, написание текста) занимала 2−3 часа, потом сьемка, и еще пару часов муж монтировал. Я часто слышу от клиентов, что они смотрели видео, и стали больше мне доверять. Но когда увеличился поток консультаций, на запись видео у меня просто не осталось времени. Сейчас я размещаю на канале только записи открытых вебинаров.
Социальные сети
Вконтакте
Во Вконтакте у меня была личная страница и группа с полезными техниками. Многие участники в группе были из Архангельска и уже знали обо мне. Возможно, благодаря этому, заявлять о себе было комфортнее. Я стала активно писать во Вконтакте, и это позволило остаться на связи с архангельской аудиторией.

В первый год, по моим подсчетам, около 70−80% клиентов были из Архангельска. Они запрашивали обычную консультацию, и из 100% новых около 50% соглашались на онлайн. Они знали меня как хорошего специалиста. 90% тех, кто раньше со мной работал очно, согласились перейти в онлайн.
Facebook
В Facebook у меня был личный аккаунт, и я создала бизнес-страницу. Количество друзей увеличилось за счет черногорской аудитории и людей, с которыми познакомилась через онлайн-мероприятия.

Я поняла, что клиенты даже для онлайн-консультаций ищут специалистов территориально близких, поэтому делала много рекламных постов в черногорские русскоязычные группы. Это помогало привлечь новую аудиторию.
(Не)напрасные усилия
Через полтора года у меня случился кризис. С одной стороны, на тот момент у меня были клиенты. Не так много, как раньше, но достаточно для жизни. С другой стороны, жуткая усталость от бесконечных, хаотичных и непредсказуемых усилий. Все эти полтора года я пыталась ответить себе на вопрос: «Как нужно действовать, чтобы обеспечивать поток клиентов?». Ответа я не находила.

Я не ожидала, что потребуется ТАК МНОГО времени. В первый год на продвижение уходило даже больше времени и ресурсов, чем на сами консультации. Хотя в обучающих материалах, которые я проходила, говорилось о 30−60 минутах в день. В моем случае это оказалось неправдой.
Как минимум 2 часа
у меня занимало создание одного поста, включая выбор темы, написание текста, поиск и обработку картинок. А публиковать посты я старалась хотя бы через день.
2-3 часа в день
я тратила на изучение материалов, освоение программ, регистрацию на сайтах, поиск профильных групп, общение в соцсетях для продвижения

Сама идея «искать клиентов», с которой я сталкивалась повсюду, вызывала сопротивление. За годы очной работы я привыкла, что клиенты сами ищут моей помощи, а тут нужно было менять парадигму.

Многие специалисты по продвижению предлагали идти в группы в соцсетях, на психологические форумы, и там активно предлагать свои услуги — давать бесплатные консультации и рассказывать, почему ты хороший спец. Я пробовала комментировать психологические вопросы в группах, и это давало эффект. Клиенты шли на мой сайт, и после этого решали обратиться. Но у меня возникало внутреннее напряжение. Во-первых, мне не хотелось навязывать свои услуги. А во-вторых, на мой взгляд, бесплатные советы чаще всего не работают, так как у клиента нет мотивации их ценить.

Большое Завтра
Игра по брендингу «Большое Завтра» в BigTomorrow.ru помогла выйти из кризиса, рассмотреть и поменять три ключевых момента в продвижении:
Сформулировать миссию
Раньше я даже не задумывалась, что миссия мне нужна. Что может быть полезным «залезть внутрь» своей практики, посмотреть на свой опыт и структурировать его. На самом деле, миссия помогает выстраивать продвижение легче, и главное — делать так, чтобы все, что я делаю, совпадало с моими ценностями. А значит, шло без внутреннего сопротивления.
Не «вымучивать» узкую нишу
Все обучающие лекции о брендинге, которые я смотрела за эти полтора года, твердили, что нужно обозначить узкую нишу. Я полтора года ломала голову. Заявить о себе как о специалисте по депрессии? Назваться экзистенциальным психологом? Сконцентрироваться на работе с психосоматикой?

Любой из этих вариантов я воспринимала как искусственные ограничения, которые должна сама себе создать. При любом раскладе страдал мой профессиональный опыт. Я не хотела работать только с одной проблемой. Мне нравилось, когда в один день ко мне приходили клиенты с тревожным расстройством, на следующий — с хронической усталостью, затем — люди, переживающие развод. Разнообразие вдохновляет меня и позволяет работать лучше.

После «Большого Завтра» я наконец смогла дать себе разрешение быть специалистом широкого профиля. Поняла, что это никак не помешает моему личному брендингу. Я решила показывать себя такой, какая я есть — мастером-универсалом. Думаю, именно мой разносторонний и глубокий опыт и привлекает клиентов.
Идти «в люди»
Благодаря общению внутри курса, я научилась предлагать сотрудничество и провела мини-интервью среди потенциальных клиентов. Его прошло около 100 человек, 18 из них затем пришли работать со мной. А еще я набралась смелости и провела свой первый вебинар, который посетили почти 200 слушателей.

При этом я избавила себя от необходимости «предлагать себя» на форумах и в группах. Я нашла внутренний компромисс: в своих постах рассказываю, с какими проблемами я работаю и как, и создаю возможность ко мне обратиться. А клиент уже сам решает, подхожу ли я, как специалист. Я поняла: все, что ты используешь в продвижении, должно быть внутренне «твое». Даже если метод называют суперэффективным, но он вызывает сопротивление, ощутимые результаты он вряд ли даст.
Писать, писать, писать
Как бы то ни было, за три года главным инструментом продвижения для меня были и остаются тексты — посты и статьи.
У меня были тексты трех типов:
Вымученные
Поначалу я старалась писать по шаблонам и правилам: «мотивирующе» или «продающе». На пост я могла потратить 2 часа, а на короткую статью на 5000 знаков все 30 часов.

Сейчас если тема не цепляет, я просто не берусь за нее. В среднем на статью объемом в 7000 знаков у меня уходит не больше 4 часов.
Причесанные
Когда идея и тема мне нравятся, но важно соблюдать формат издания. Это статьи для моего сайта и для журналов. Сюда же относятся тексты, посвященные моим онлайн-курсам и вебинарам.

Я соблюдаю формат и учитываю необходимый тон повествования, но главный фокус делаю на том, что хочу донести текстом. Тогда писать легко и отклик хороший.
Мои
Тексты, которые приходят в голову уже практически в готовом виде. Это спонтанные идеи, которые могут затрагивать как личную, так и профессиональную жизнь. Это тексты без призывов ко мне обращаться. Но именно они показывают меня как человека и специалиста, вызывают доверие и отклик.
За время работы у меня сформировались личные правила написания текстов, на которые откликается аудитория:
1
Не прет — не пиши. Это про ресурсные состояния. Если текст идет со скрипом — пойду лучше пол вымою, потом все быстрее в нужном состоянии сделаю.
2
Мне лично должен нравиться текст. Это к вопросу написания по шаблону, с «правильными» призывами. Мне кажется, лучше по-своему, но с любовью к тексту.
3
Постоянно записываю идеи. Их необязательно использовать сразу. Можно сложить в «копилку». Они всегда пригодятся.
Оглянуться назад
Сейчас мне удалось достичь того, чего хотелось три года назад. Мой график приема клиентов расписан на две недели вперед. Я могу делать паузы в социальных сетях. Пробовала «выпадать» на две недели, отдыхать от постов — поток остается.

Глядя в прошлое, я, пожалуй, не стала бы ничего менять. Вот только шепнула бы себе на ушко: «Не парься, требуется время». Мне казалось, что готовые ответы должны у кого-то быть, а оказалось, как и во всем, нужен личный опыт, и только так находятся ответы.

В начале продвижения у меня была огромная фора — в виде большого опыта очной работы, то есть готовые «упакованные» качественные услуги. Но не было подушки безопасности. Меня содержала исключительно моя работа. Неинтересные мне вещи в продвижении я все равно делала, потому что нужно было платить по счетам.

Но возможно, именно это и помогало сохранять упорство. А еще большой опорой для меня была идея вызова. Смогу ли я? В любой момент я могла вернуться в Архангельск, к очной практике, но не хотелось. Ведь я уже жила в Черногории, куда так стремилась, где было море и солнце.
Самые важные шаги на пути из офлайна в онлайн:
  • понять себя как профессионала
  • просто хорошо выполнять свою работу и создавать репутацию
  • использовать ресурсы того места, в котором находишься (если куда-то переехал) или где тебя знают (где работал очно)
  • пробовать разные методы продвижения и отслеживать внешний и внутренний отклик, чтобы отобрать те, что не будут вызывать сопротивления.
И помнить, что все возможно. Просто нужно дать себе время и запастись решимостью.


comments powered by HyperComments
Подпишитесь на рассылку BigTomorrow.ru - в ней много всего интересного:
Также в блоге: