Меня зовут Марина Войтович, и я — автор лонгридов в агентстве Tellastory.ru, созданном Еленой Асановой, чтобы писать истории о бизнесе и для бизнеса. Совместно с Леной мы написали четыре или пять лонгридов, и почти сразу же обнаружили, что в обсуждении идей для будущего текста постоянно повторяем одни и те же слова — история, статья, «зарисовочное начало», интервью, беседа, заметка и так далее. Это были очень удобные точки отсчета. Когда Лена предлагала «не уходить в интервью, а пойти по статейным принципам», я прекрасно понимала, что она имеет в виду. Когда я говорила, что хочу замахнуться «почти что на портретный очерк», Лена тоже прекрасно понимала, что я имею в виду. Это все были корни из родной журналистики. У Лены родной была журналистика британская, потому что она училась в Кардиффе. У меня — российская, потому что я училась в России. И там, и там применяется жанровая система. Только в российской журналистике много теоретизируют, разрабатывают типологию жанров, выделяя основные черты жанров и так далее, а в британской подход к жанрам сугубо прикладной: удобно называть группу схожих текстов, скажем, статьей или, скажем, авторской колонкой — значит, будем называть.
В пределах одного лонгрида мы применяли совершенно разные жанры, делали гибриды или реализовывали чистый жанр. Иногда в статью вставляли куски интервью, в интервью — зарисовки и небольшие тематические заметки. Выбор того или иного жанрового приема всегда коррелировал с задачами клиента. Если клиент ставил перед лонгридом задачу «хочу, чтобы меня начали узнавать и знали, что я предоставляю эту уникальную услугу», сразу было понятно, что статья — холодно, а интервью — тепло. А что горячо? Интервью без собеседника в кадре или история, рассказанная от первого лица, с мелкими вкраплениями заметок по тематике услуги!
Жанровые приемы помогали делать так, чтобы каждый новый лонгрид был не похож на предыдущий: никому не нужны семеро из ларца, всем подавай шляпу без дна, из которой автор, словно фокусник, будет доставать всё новых диковинных птиц. А жанры — это как раз та самая шляпа, в которой запрятано неисчерпаемое количество вариантов. Никакого мошенничества.