Рубрика: #Креатифф
ИМИДЖ-СТРИМИНГ
ВЫЗЫВАЕМ ПОТОК ОБРАЗОВ
Сегодня поговорим о развитии образного мышления и технике просмотра потока образов, которая является базовой для целого ряда творческих методик, разработанных доктором философии Вином Венгером. Ученый, спикер и тренер, Вин Венгер является одним из крупнейших мировых авторитетов в области изучения творческого потенциала сознания, извлечения идей из подсознания, методов ускоренного обучения и развития интеллекта.

Подробнее о техниках, разработанных Вином Венгером и его соавтором Ричардом Поу можно прочитать в их совместной книге «Неужели я гений?». Книга показывает, как можно «подружиться» со своим подсознанием и поставить его себе «на службу», рассказывает о наиболее эффективных способах высвобождения своего «фактора Эйнштейна», развивает интуицию, память и творческие способности. Также много всего интересно — на сайте Венгера: http://winwenger.com/. Ну, а в сегодняшнем выпуске рубрики мы подробно разберем одну из ключевых техник Венгера — просмотр потока образов или имидж-стриминг.
Имидж-стриминг
Суть техники заключается в словесном описании спонтанного потока образов, постоянно присутствующего на заднем плане нашего сознания. Имидж-стриминг соединяет образный и словесный стили мышления, позволяя включить в работу огромные ресурсы, находящиеся где-то на кромке сознания.
Для чего можно использовать имидж-стриминг?
углубить понимание себя, других людей и окружающего мира
получить новые инструменты для решения творческих задач
ускорить и улучшить обучение
избавиться от творческих блоков
развить интуицию
Инструкция: базовая техника

Базовая техника, с которой начинается освоение имидж-стриминга, очень проста. Она нужна для того, чтобы приноровиться работать с потоком образов, поэтому на нее не ставится никакая конкретная задача, мы просто озвучиваем все, что приходит в голову.

При этом, базовая техника — отличный способ разобраться с хаосом в голове. Все запутано? Найдите 20 мин, устройтесь в спокойном месте и сделайте технику. Вы обязательно найдете кончик нити, с помощью которого можно распутать весь этот клубок мыслей у вас в голове.

1. Удобно сядьте, закройте глаза и расслабьтесь.

2. Начните описывать вслух все возникающие в вашем сознании образы. При этом важно:

  • Описывать образы как можно детальнее и как можно богаче (внешний вид окружения и предметов, их фактуру, цвет, вкус, запах, осязательные ощущения и т. д.)
  • Говорить как можно быстрее, не прерываясь, и стараясь формировать законченные предложения
  • Не пытаться создавать упорядоченную историю, а просто идти вместе с потоком, обращая внимание на появление новых образов или изменения в тех, что вы уже описали
  • Чем больше вас удивляет увиденное, тем больше вероятность, что вы сумеете найти в этом потоке новые идеи и информацию.
  • Если вы делаете технику в одиночку, записывайте свою речь на диктофон; если у вас есть помощник — он может вести заметки.

3. Суммируйте весь поток образов на другом носителе (обобщите на бумаге или в компьютере, расскажите другому человеку). Это даст новые точки зрения и инсайты и поможет обнаружить смыслы или ассоциации, которые не были для вас очевидными в момент просмотра.

Тонкости или Три заповеди просмотра образов
Образы обязательно нужно описывать вслух: либо на диктофон, либо партнёру. Проговаривание про себя не работает.
В описании обязательно нужно задействовать все пять чувств. Если в виде образа приходит цветущая опушка леса, то вы описываете, как она выглядит, какие запахи витают в воздухе, какая мягкая травка на полянке и колючие кусты по краям, какой горьковатый вкус у травинок, как приятно обдувает ветерок ваше лицо и т. п.
Описание должно быть обязательно сформулировано в настоящем времени.
Имидж-стриминг для решения творческих задач
Базовая техника имидж-стриминга служит основой для более специализированных методов. Например, этот вариант предназначен для работы над конкретными задачами, требующими новых идей и свежих решений.
Часть 1
  1. Запишите в виде вопроса задачу, над который вы будете работать.
  2. Удобно сядьте, закройте глаза и расслабьтесь.
  3. Начните описывать поток образов, как в базовой технике, примерно в течение 5 минут. Описываем вслух на диктофон либо партнеру.
  4. Затем выберите какой-либо предмет, который приходит вам в голову в настоящий момент. Представьте себе, что вы кладете на него руку и внимательно его изучаете. Спросите предмет, почему он здесь как часть ответа на ваш вопрос. Обращайте внимание на изменения общей картины и не забывайте их описывать.
Часть 2
  1. Теперь вам нужно увидеть другой поток образов, полностью отличающийся от первого. Задача этого второго потока — показать вам ответ на ваш вопрос другим способом. Для этого задайте тот же самый вопрос и повторите шаги 3-4, описывая новый поток в течение 2-3 минут.
  2. Ваш следующий шаг - еще раз повторить вопрос и вызвать в своем сознании третий поток и описать его в течение минуты.
  3. Закончив, вспомните все 3 потока и выделите в этих трех сценах общие элементы. Соотнесите эти общие элементы с вашим вопросом и определите, каким образом они могут быть ответом на него.
  4. Обобщите весь опыт на другом носителе, как в базовой технике. Посмотрите, на какие новые инсайты по поводу вашего вопроса, вас натолкнуло это обобщение.
Проверочная часть
Получив вариант решения своей задачи, можно проверить, насколько оно верно, проделав имидж-стриминг со следующими вопросами. Задаем вопрос и в течение минуты просматриваем те образы/мысли, что приходят в голову:

  • Как я могу убедиться, что этот ответ направляет меня на правильный путь? (Задача — найти способ оценки или тестирования решения)
  • Что еще мне нужно знать в этом контексте? (Задача — найти «белые пятна» в решении)
  • Какой первый хороший практический шаг к решению моей задачи я могу сделать, исходя из этого ответа? (Задача — конкретизировать решение)
Пример
Перед тренинговой компанией стояла задача придумать концепцию празднования 15-летия компании. На мероприятие должны быть приглашены все сотрудники, партнеры-подрядчики, ключевые и перспективные клиенты. Хотелось подвести итоги и отпраздновать так, чтобы было интересно, не пафосно, вовлекающе и в то же время информативно для присутствующих.

С идеями вначале было туго, поэтому все техники по разворачиванию креатива требовались во вторую очередь, а на первый план вышла генерация. Техники типа «случайный стимул», что мы разбирали во втором выпуске рубрики #креатифф, нужных результатов не дали. Тогда решили попробовать именно имидж-стриминг, который дает образы и картинки, из которых гораздо легче извлекать идеи, чем из предметов, как в случайном стимуле.

Каждый из участников креативной группы задал себе вопрос: «Как вообще можно интересно отпраздновать юбилей/ любую знаменательную дату?», — и сосредоточился на своем потоке образов. В результате сведения всех данных от трех участников, получили палитру идей: высокая молекулярная кухня с рецептами от шеф-поваров или уроки зельеварения по мотивам Гарри Поттера с экспериментальными эликсирами учеников; маскарад а-ля Венеция с угадыванием героев или адаптация отдельных элементов тренинговых игр под казино а-ля Чикаго 30-х, образовательно-познавательной тур по городам и странам основоположников различных методов, на которых построены тренинги или авантюрная экспедиция за сакральным знанием и другие идеи. Все эти идеи пришли сначала в виде картинок, образов, навеянных недавно просмотренным кино, прочитанной книгой, каким-то разговором. Простое открытие сознания, отключение логического мышления немедленно включило правое полушарие, которое выдало ряд вполне работоспособных идей. И заметьте, почти все пришедшие идеи позволяют преподносить информацию о продуктах компании в нескучной форме, что было важным требованием к концепции мероприятия.
Ваша Елена Асанова,
специально для рубрики #креатифф в BigTomorrow Club
comments powered by HyperComments