#сторителлинг
Честные истории о себе и бизнесе без обнаженки
Истории привлекают нас и как читателей, и как исследователей, и как авторов текстов. Я много пишу сама, я учу писать других, я стараюсь разобраться, как лучшие мировые сторителлеры рассказывают свои истории. Этот текст родился из моего выступления на писательской конференции "Давай Пиши" от проекта "Морошка" с темой "Голый король: честные истории о себе, бизнесе и клиентах, не раздеваясь до трусов".
В своем выступлении я попыталась разобраться, если мы читаем длиннопост в Фейсбуке, а в конце ссылка на вебинар — это сторителлинг? А если перед нами душещипательная история, где было всё плохо, а потом герои всех победили — это сторителлинг? Если не хочется выворачиваться наизнанку, получится рассказать историю, которая зацепит читателя за живое? Предлагаю вам конспект моего выступления, составленный редактором блога "Морошки" Юлией Третьяковой.
Что такое сторителлинг?
В своей работе я сталкиваюсь с двумя крайностями:
Сторителлинг рассматривается исключительно как бизнес-инструмент, потому что через истории легко продавать.
К сторителлингу относятся как к чему-то возвышенному и никак не связывают с бизнесом.
Я сегодня расскажу, как не впадать в эти крайности и совместить душевный и бизнес подходы к историям.
Сторителлинг — это общение с помощью историй, которые помогают нам рассказывать, как мы живём и делаем своё дело. У каждого из нас есть своя призма, через которую мы смотрим на мир. И истории для рассказа мы выбираем не просто так. По ним видно, что мы за люди, чем живём и какие у нас ценности.

Но ещё очень важно то, что истории действительно помогают продавать. Если бы не главная проблема сторителлинга.
Главная проблема сторителлинга
Сторителлинг стал способом по-быстрому втюхать продукт вместо того, чтобы быть способом привлечь своих и объединить надолго. Авторы пытаются продавать в лоб, истории их натянуты и выглядят однотипно. Например, вот так:
Пост-история из фейсбука
В этих историях нет трехмерности, они шаблонны, и оттого так похожи друг на друга. В них есть герой, место события и какие-то действия, которые ведут к результату. Наверняка, вы тоже что-то подобное читали. Возможно, даже чувствовали манипуляции в тексте. А может быть, даже у вас уже началось отторжение к историям как жанру текста и инструменту продвижения.

Это происходит оттого, что многим сторителлинг кажется простым инструментом. Примитивным, я бы даже сказала. Но это не так.
Как использовать потенциал сторителлинга

и готовить почву для продаж
принцип 1
Помните о функциях истории
Если рассматривать сторителлинг как способ рассказать свою историю, то важными становятся передача эмоций, знаний или опыта. Заметьте, здесь не предусмотрено никаких продаж.

Функция сторителлинга — не продавать, а готовить почву для этого. Давать информацию и вызывать эмоции, которые в будущем помогут продавать. Информация —>> Эмоции —>> Продажа. Именно такая последовательность работает, если использовать сторителлинг грамотно.
Например, у нас, в Bigtomorrow.ru есть продукт — игра по брендингу. В каждый поток игры мы набираем по 80-100 человек. И что мы делаем сначала? Мы даём информацию, мы рассказываем истории о том, что такое брендинг и как он помогает мне продвигаться. Потом мы рассказываем истории людей, которые уже прошли игру, получили результат — научились использовать брендинг для эффективного личного продвижения. И только потом в какой-то момент мы говорим: «Внимание: продажи на игру открыты!».
Истории участников игры по брендингу "Большое Завтра", что мы рассказываем в фейсбуке и в рассылке.
принцип 2
Пишите об эмоциях как о пережитом опыте
Когда дело доходит до того, чтобы передать чувства в тексте, новички пытаются выражать их через называние эмоций. Поэтому мы часто видим вот такие фразы:
Из реальных текстов.
Но они не вызывают отклика в слушателях или читателях, потому что могут быть им не знакомы. Что на самом деле важно в выражении эмоций — это опыт. Наша задача — погрузить читателя в картинку, вызвать желание прожить с нами тот момент, о котором идёт речь в истории.

Пусть он вместе с нами ждёт результатов анализа, пусть в тысячный раз прокручивает в голове мысль «Позвонит или не позвонит?», пусть идёт с нами рядом по тёмному переулку.

Когда мы в историях говорим об опыте, то у читателя срабатывает триггер — крючок. Он вспоминает какие-то свои переживания или схожий опыт. Он легко представляет себе ситуацию и может её с вами разделить.

Чтобы вызвать в читателе гнев, обиду, любовь, восторг или что-то ещё, достаточно обратиться к своему жизненному опыту — не нужно ничего придумывать — и вытащить историю, в которой мы были разгневаны, обижены, влюблены или восторженны. Именно такая история срезонирует у нашего читателя.

На этом построены все книги и фильмы. Нас трогает история первой любви в романтической мелодраме, потому что мы тоже однажды испытывали что-то подобное.
Та база, из которой берутся истории.
принцип 3
Уделите внимание образу рассказчика
Через такие истории обычно хорошо проступает и образ самого рассказчика: его ценности, мысли, поступки и выборы. Если читателям близко то, что рассказывает человек, и то, как он это делает, вокруг него со временем образуется своя стая.

Ни один другой жанр текста не может раскрыть личность рассказчика так же глубоко, как история. Даже экспертное интервью не всегда может это сделать. История помогает добавить в любой текст, даже экспертный, человечность. В историях мы из непогрешимых и идеальных супергероев превращаемся в обычных людей со страхами, слабостями и уязвимыми местами. Но именно этим мы и притягиваем свою стаю, своих читателей.
Перфекционизм, неуязвимость, непогрешимость - в топку!
Используй свой страх.
Признайся всем: «Да, я не тот человек, который может запросто подойти заговорить с незнакомцем».
Иронизируй над собой: «А вот сегодня я решила сделать то, что меня так пугает — прийти к вам и рассказать что-то».
И поверь, это откликнется внутри каждого читателя, ведь страхи есть у всех! Пусть твоя скованность, неуверенность станет твоей силой, твоей уникальностью. Попробуй стать уязвимой на минуту и даже подчеркни эту свою уязвимость.
И, прочитав эти фразы, они скажут себе: «Да она же живой человек!» И они обязательно поверят тому, что ты скажешь дальше
Джон Томас, голливудский сценарист - из его интервью BigTomorrow "Я был режиссером и до смерти боялся писать"
принцип 4
Не скрывайте ошибок и провалов
Рассказать историю можно по-разному. Кто-то акцентирует внимание на глобальности проблемы, кто-то — на своём отчаянном положении, кто-то пытается сделать историю глянцевой, причесать её, и тем самым изымает из неё самое ценное и человечное.

Я считаю, что лучше всего работают истории об опыте проживания той или иной ситуации. Пусть даже этот опыт покажет вашу слабость или эмоциональность — напишите о нём всё равно. Но не спекулируйте на слабости. Помните, что каждый день раздеваться догола от нас не требуется.

Расскажите, как вы допустили ошибку и что ощущали, когда всё это происходило? Как исправляли положение? Какие выводы удалось сделать? Как ситуация повлияла на вашу жизнь или личность?

Достаньте тот опыт, который обычно остаётся в разговорах на кухне с друзьями. Неважно, позитивный он или негативный. Именно он поможет вам выглядеть достойно в истории, быть живым для читателя.

Итак, сторителлинг будет работать, если вы поймёте, что это не просто инструмент.
Если вы возьмете из этой статьи какую-то одну важную мысль - пусть ею будет этот слайд!
Путь героя в сторителлинге
Путь героя — это базовая сюжетная схема построения истории, на которой основываются и сказки, и сценарии, и книги.
Упрощённо эта сюжетная схема выглядит вот так:
Две из многочисленных вариаций пути героя
Мы видим, что есть некий герой, который сталкивается с некими жизненными вызовами. Он предпринимает какие-то действия, сражается с «драконами», получает жизненный опыт и делает выводы.

Такой путь героя помогает читателю увидеть путь развития личности и запомнить вас как человека, который:
а) преодолевает трудности;
б) рассказывает об этом интересно, честно и вдохновляюще.

И если вы, скажем, пишете тексты на заказ, то истории приведут к вам тех, кому эти самые тексты нужны. Кому нравится то, как вы пишете о себе. У нас на курсе было множество кейсов о том, что человек писал личные истории, вроде как не про бизнес, а отзывались его целевые клиенты. То есть тексты становились продающими.

История становится «горячей» для читателя, когда в ней возникает дефицит ресурса. Когда герой рискует, не успевает, может потерять то, что у него есть.
Способ усилить конфликт в истории
Как работает вовлечение в историях
Что провоцирует читателя откликнуться?

--- Когда история не шаблонное «вот как всё было плохо, и вот какой успешный успех ко мне пришёл».

--- Если она преподносится через проживание позитивного или негативного опыта.

--- Когда герой истории делает выводы.
Эти три фактора помогают читателю примерить историю на себя, поделиться похожей ситуацией или сделать собственные выводы. Важно то, что они придут в комментарии и вступят в диалог с вами.

Важно и то, что каждая такая история может влиять на цикл вашего клиента и время, которое ему требуется на принятие решения о покупке. Удачные живые и настоящие истории помогают строить личный бренд и привлекают новую аудиторию. И затем какой-то процент этих людей становится клиентами. Вот это честный подход.
Нюансы
Если вы разделяете наш подход к историям и хотите научиться их писать, если вам нужна поддержка и подробная обратная связь, то приходите к нам на курс.

Курс "Сторителлинг для бизнеса" - это и fun, и profit!
comments powered by HyperComments
Подпишитесь на рассылку BigTomorrow.ru - в ней много всего интересного:
Также в блоге: