Рубрика: #Креатифф
СЛУЧАЙНЫЙ СТИМУЛ
На одного яблоко упало, другой в ванну с размаху уселся, к третьему в пробирку случайно плесень пробралась. Все эти случайности как раз и позволили мыслям ученых мужей пойти новым путем.
Наша ежедневная жизнь базируется на многочисленных привычных ритуалах: встаем, завтракаем, добираемся до работы, пишем тексты, утверждаем макеты и т. п. Можно сказать, что половину из того, что мы делаем, мы делаем, не приходя в сознание. На автомате. Поэтому, когда перед нами встает креативная задача, бывает очень трудно переключиться из автоматического режима в режим свободного полета.

Новую идею мы сначала пытаемся найти, пошарив на привычных тропках: поискать в предыдущем опыте, своем или чужом, применить уже испытанный прием. Более того, мы зачастую вынуждены работать в состоянии цейтнота, когда нет времени всесторонне обдумать проблему и пофантазировать в удовольствие. И тогда на помощь приходят специальные техники.
Эффективность креативных техник обусловлена двумя простыми факторами:
Они требуют четкой постановки задачи
Какую именно проблему мы сейчас хотим решить?
Они показывают, как можно сойти с привычной мыслительной дорожки
И найти решение задачи в стороне от обычного русла мышления
Если вспомнить многочисленные истории о том, как совершались различные научные открытия, то вы увидите, что поводом для революционного научного предположения часто служила обычная случайность. На одного яблоко упало, другой в ванну с размаху уселся, к третьему в пробирку случайно плесень пробралась. Все эти случайности как раз и позволили мыслям ученых мужей пойти новым путем. Но если эти случайности случились непреднамеренно, то чтобы расшевелить мозги, мы их вводим специально. Именно на этом принципе основываются креативные техники, в основе которых лежит случайный стимул.
Техника «Случайный стимул»
Случайный стимул — это один из базовых методов создания идей. Его очень хорошо и подробно описывают Эдвард де Боно в книге «Латеральное мышление» и Майкл Микалко в книге «Игры разума». Метод очень прост, но именно в простоте кроется сила. Его суть в построении связей между заданной темой (вашей проблемой) и случайным объектом (стимулом). Как раз в процессе построения связей и находятся идеи, которые могут стать решением вашей проблемы.

Если вы научитесь извлекать идеи из любого стимула, не пытаясь себе потрафить и найти более перспективный вариант, то вы справитесь с любой задачей. Метод также хорош просто для тренировки креативного мышления.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Сформулируйте решаемую задачу в виде вопроса.
Например: как сделать мероприятие, что проводит ваша компания, интересным для широкого круга людей?
Практика показывает, что задачу нужно формулировать обязательно письменно. Когда вы описываете вашу проблему на бумаге, особенно, если еще детализируете и уточняете ее, то часто подсказки к идеям кроются уже в самом подробном описании.

В нашем примере компания проводила мероприятие по презентации новых инвестиционных продуктов, в том числе пенсионных программ, накопительных программ на образование детям и др. Пока уточняли продукты и состав аудитории в описании задачи, пришла идея пригласить на презентацию пару компаний, занимающихся обучением за рубежом, которые смогут сориентировать родителей по программам и ценам, а заодно, привести на событие и свою аудиторию.
2. Выберите случайным образом объект, который будет служить вам стимулом для размышлений.
Как можно выбрать стимул:
Ткнуть наугад в слово
Открываете словарь или книгу, и то слово, на которое укажет ваш палец, и станет стимулом. Однако, здесь есть проблема. Вы можете попасть на прилагательное или глагол (тогда выбираем близлежащее существительное) либо на такое слово, что будет трудно использовать в работе (например, мы как-то угодили на «экзистенциализм»).

Варианты решения: выбрать для поиска случайных стимулов какую-то простую книгу. У меня для этих целей служит сборник сказок народов мира. Либо составить свой сборничек случайных слов, к которому вы будете периодически обращаться, наугад выбирая одно из них.

Указать на небольшой открывок текста
Использовать в качестве стимула не слово, а небольшой отрывок из текста, который наводит на какие-то идеи или ассоциации по поводу решаемой задачи. В качестве таких подсобных книг очень удобно использовать бизнес-литературу, особенно книги, посвященные мотивации, лидерству, деловые автобиографии — они написаны короткими абзацами, с четкой главной мыслью, которая обычно и служит стимулом к размышлениям.
3. Начните строить связи между вашей проблемой и случайным стимулом.
Ищите, что между ними общего, или как слово-стимул можно использовать для решения проблемы или как стимул может ее видоизменить.

В нашем примере с мероприятием таким стимулом стало слово «Крона». В итоге список идей выглядел следующим образом:

  • крона дерева — это то, что дает защищенность, она состоит из многих ветвей, которые укрывают от жары и непогоды. Идея: представить весь спектр инвестиционных решений в виде такого дерева, одной ветки (только пенсионные накопления) будет недостаточно, чтобы прикрыть вас, если что. Для полноценной защиты нужен комплекс веток (образование детям, медстрахование и т. п.). Тогда мы получаем мероприятие, на котором люди с разными интересами смогут найти что-то для себя.
  • дерево с шикарной кроной вырастает из маленького ростка, о котором заботятся и вовремя поливают. Всем инвесторам, выбирающим долголетние пенсионные программы, подарить по ростку апельсинового дерева, чтобы он рос, плодоносил и каждый день напоминал человеку о том, как растет и его накопительный счет.
  • и другие идеи

Важные детали
    • Случайный выбор должен быть действительно случайным, каким бы неподходящим не казалось вам слово. Если вам выпало слово «мишень», значит нужно работать именно с ним, даже если вы придумываете дизайн продающей страницы для тренингового центра. Кстати, вот вам идея: круги от 10-ки до 1-цы показывают, какие продукты в вашем центре являются входными и как можно пройти от краев до центра, совершенствуя свое мастерство с помощью ваших курсов.
    • На генерацию идей отводится небольшое время, около 5−10 минут. И не застревайте: обрисовали идею в одном предложении, и к следующей.
    • Записываем все идеи, не фильтруя.
    • Если вдруг ничего не родилось (такое в начале случается), вторую попытку откладываем на завтра. Ни в коем случае не ищем более подходящий стимул. Иначе вы убьете зарождающееся креативное мышление.

    Вариация этой техники - «4D Стимул»
    4D Стимул помогает мышлению не ограничиваться первыми реакциями на стимул, а обратить внимание на его различные стороны. Для этого выбранное случайное слово еще анализируется по четырем параметрам: свойства, функции, символы и процессы. Это помогает найти идеи в том измерении, которое может быть упущено при обычной работе со случайным стимулом. В итоге мы получаем больше идей, и они разнообразнее по своему содержанию.

    4D Стимул направляет наше внимание на различные параметры слова, которые могут быть полезны для разных типов задач: свойства пригодятся, если целью является создание некого объекта, функции и процессы, если целью является взаимодействие, символы и метафоры, если цель — новое понимание, презентация услуги/товара и т. д.
    ИНСТРУКЦИЯ
    • Четко сформулируйте задачу, желательно в виде вопроса.
    • Выберите стимул. Это может быть случайно выбранное слово из словаря или книги или то, что произнесет проходящий мимо кабинета сотрудник, или вообще ближайший круглый/красный/блестящий объект.
    • Сделайте и заполните табличку:

    Параметр 1 - Свойства
    Этот параметр отвечает на вопрос «Какой?». В колонке параметров выписываем как можно больше свойств стимула, по одному на строке.

    Теперь попробуйте поочередно применить эти качества к решаемой задаче. Через некоторое время вы начнете видеть связи. Записывайте в третьей колонке все возникающие идеи.
    Параметр 2 - Функции
    Этот параметр отвечает на вопрос «Зачем?». В колонке стимула выписываем функции стимула, а в третьей записываем идеи касательно вашей задачи.
    Параметр 3 - Символы
    Эта строка посвящена символам и метафорам, связанным со стимулом. Записываем их и потом сопоставляем с решаемой задачей.
    Параметр 4 - Процессы
    В последней строке описываем любые процессы, связанные со стимулом. И применяем их к задаче, используя метод аналогий.
    После того, как вы заполнили табличку, нужно сделать перерыв. Мозг должен передохнуть, чтобы быть в состоянии правильно оценить получившиеся идеи и вытащить из них те, что сработают.
    ВАЖНая деталь
    Если у вас не появляется никаких ассоциаций между стимулом и задачей, расширяйте угол зрения и поле для ассоциаций. Важно найти такие условия, при которых эта связь появится. Сейчас задачей является именно поиск связи между свойством/функцией стимула и свойством/функцией задачи, а вовсе не ее финальное решение. Финальное решение выкристаллизуется позже из совокупности идей.
    И помните: неподходящих стимулов не существует! Успешного вам творчества:)
    Ваша Елена Асанова,
    специально для рубрики #креатифф в BigTomorrow Club
    comments powered by HyperComments