Блог BigTomorrow
35 лучших книг по писательскому мастерству
по версии BigTomorrow
Сколько раз вы натыкались на подборки книг для того, чтобы писать хорошо? Если вы интересуетесь темой, то, наверняка, не раз. И чаще всего это кургузый или, наоборот, бесконечный список названий, пробегая по которым взглядом, не знаешь, за что хвататься. Именно поэтому мы решили сделать ДРУГОЙ список. Потому что ответ на вопрос «Как мне улучшить свои писательские навыки?» зависит от того, что именно вы хотите улучшить. Вам писать публицистику для блога или тексты для продажи ваших услуг? У вас проблемы с развитием идеи в тексте или в нем слишком много слов, и ваши идеи в них тонут? А, может быть, вам в принципе сложно начать, потому что сковывают страх, самокритика и «что скажут другие»?

В этом списке мы собрали книги, которые оказали наиболее сильное влияние на тексты, что мы пишем в Bigtomorrow.ru и Tellastory.ru, которые рекомендуем своим студентам. Эти книги вдохновляют, помогают избавиться от блоков и упорядочить писательский процесс, ставят не просто технику, они заставляют мыслить иначе.

Мы разбили их по разделам так, чтобы вы могли начать с того, что наиболее для вас актуален. А еще лучше — сочетать книги из разных разделов, если вы умеете читать две-три одновременно.

ВАЖНО
Не все книги, что мы рекомендуем, есть на русском языке. Если вы читаете на английском, очень рекомендуем вам читать в оригинале. Чтобы облегчить вам выбор, мы проиллюстрировали каждую книгу важной цитатой, добавили свой комментарий и ссылку на ресурс, где ее можно купить.
Содержание
Чтобы попасть в нужный раздел, кликните на соответствующую ссылку, или просто листайте вниз, если хотите познакомиться с полным списком рекомендаций.
7 лучших книг о писательстве (в целом)
Эти книги помогут вам улучшить писательские навыки вне зависимости от того, пишете ли вы посты для блога, книги или тексты для бизнеса
1. Сделано, чтобы прилипать

Чип
Хиз и Дэн Хиз
Если выбирать лишь одну книгу из всего списка — это должна быть она! Эта книга помогает понять, что такое — писать хорошо. Бесспорно, одна из моих любимых бизнес-книг.
Язык конкретики помогает людям, особенно новичкам, понять новые концепции. Лишь эксперты могут позволить себе такую роскошь — выражаться абстрактно. Если вам нужно представить идею полному залу людей, и вы не уверены, насколько хорошо они владеют предметом, конкретика — это единственный язык, который будет для вас безопасен.

~ Чип и Дэн Хиз

Купить «Сделано, чтобы прилипать» в МИФ
2. A Writer’s Coach. The Complete Guide to Writing Strategies That Work / Тренер для писателя. Полный гид по писательским стратегиям, которые работают

Джек Харт
Эта книга не читается за один раз, а больше подходит, чтобы заглядывать в нее время от времени, прочитывая главу-другую для вдохновения. Книга не издавалась на русском языке, поэтому я рекомендую ее тем, кто читает по-английски.
Один из секретов хорошего текста — излагать обобщенно и конкретно одновременно. Задействуйте эмоции и иллюстрируйте обобщения конкретными деталями. Насыщайте свои тексты смыслом, включая абстракции, которые соединяют конкретику с другими примерами, взятыми из разных времен и мест.

~ Джек Харт

Купить «A Writer’s Coach. The Complete Guide to Writing Strategies That Work» на Амазоне
3. Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов

Уильям Зинсер
Если вы новичок, это руководство подойдет вам больше, чем книга Джека Харта, которая может показаться тяжеловатой. Харт и Зинсер оба журналисты, но их советы относятся к любому стилю и жанру научно-популярных текстов.
(…) любая научно-популярная проза должна оставить читателя с одной идеей, дающей почву для размышлений, которой у него ранее не было. Не с двумя идеями и не с пятью, а только с одной. Поэтому, вам нужно решить, какую мысль вы хотите поселить в голове у читателя.

~ Уильям Зинсер


Купить «Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов» на Озоне
4. Still Writing / Все еще пишу

Дани Шапиро
Дани Шапиро — американская романистка, преподаватель креативного письма и автор статей в Vogue, Elle, The New Yorker. Она совершенно неизвестна в России, и очень зря: не каждому писателю удаётся сделать из собственных мемуаров бестселлер. «Все еще пишу» — тоже в некотором роде мемуары: это концентрат двадцатилетнего опыта преподавания и писательства. Честные и откровенные рассказы о плюсах и минусах творческой жизни, практические советы из собственного опыта и много-много вдохновения — вот зачем стоит осилить книгу Шапиро в оригинале.
«Все еще пишешь?» Обычно я киваю и улыбаюсь, затем поспешно меняю тему. Но вот что я бы сказала вам, отложив в сторону вилку: Да, да, я пишу. Я буду писать до самого дня своей смерти, или пока я не потеряю способность мыслить. Даже если бы мои пальцы скрючились и иссохли, даже если бы я оглохла или ослепла, даже если я не смогла пошевелить ни одной мышцей в моем теле, кроме как моргать одним глазом, я бы все равно писала. Писательство спасло мне жизнь.

~ Дани Шапиро


Купить «Still Writing» на Amazon
5. Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей

Айн Рэнд
К английскому слову «fiction» (художественная литература в целом) переводчики подобрали неравный русский эквивалент «беллетристика», вызывающий ассоциацию с дешевыми детективами в мягких обложках. Но в своей книге известная писательница и философ Айн Рэнд размышляет о создании литературных произведений (на примере собственных работ и классических произведений, таких как роман) и обобщает собственный писательский, педагогический и читательский опыт: для того, чтобы стать хорошим писателем, прежде необходимо развить читательский навык, сделав процесс чтения аналитическим. Рэнд дает советы о поиске темы и развитии сюжета, о построении конфликта и стилистических приемах — метафорах, диалектизмах и сленге (возможно, из-за этого книгу лучше читать в оригинале). Стоит сделать поправку на ярко выраженную авторскую позицию: это не систематически выверенный учебник, а субъективный, но яркий и полезный мастер-класс.
Начинающие авторы часто делают следующую ошибку: когда они хотят изобразить сильного, независимого, умного героя, то заявляют напрямую в рассказе, что «он сильный, независимый и умный» — или позволяют другим персонажам сделать герою подобные комплименты при случае. Но это не работает. «Сильный», «независимый» и «умный» — абстракции. Чтобы читатель воспринял их, вы должны придать образу конкретику, которая приведет читателя к заключению: «Это сильный мужчина, потому что он сделал X, независимый, потому что он бросил вызов У, умный, потому что думал Z»

~ Айн Рэнд


Читать электронную книгу «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей» на Bookmate
6. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова

Ли ЛеФевер
Копирайтер вы или эксперт, вам постоянно приходится объяснять, как работают те или иные вещи. Книга раскрывает основные трудности этого процесса и учит объяснять так, чтобы ваша аудитория, наконец, поняла.
По сути, объяснение — это способ влияния на уверенность. Хорошее объяснение повышает уверенность, а плохое — уменьшает или даже убивает ее на корню. А ведь способов потерять уверенность — великое множество.

~ ЛиФевер


Купить «Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова» в МИФе
7. The 5 Elements of Effective Thinking / 5 элементов эффективного мышления

Эдвард Бургер и Майкл Старберд
Хорошие тексты появляются в результате глубокого мыслительного процесса, и эта книга поможет вам мыслить лучше. К сожалению, на русском языке книга не издавалась, но она научила меня упрощать сложные идеи и доносить их в ясном и доступном виде.
Рассмотрите предмет, который хотите понять, и отбрасывайте лишнее до тех пор, пока не выделите один существенный элемент. В каждом сложном предмете содержится несколько возможных основных идей. Не ищите «единственную» наиболее существенную идею — просто ищите одну из них. Рассмотрите предмет и сократите его до одной темы.

~ Эдвард Бургер и Майкл Старберд


Купить «The 5 Elements of Effective Thinking» на Amazon
5 лучших книг о копирайтинге
Эти книги научат вас писать тексты, которые рекламируют, представляют преимущества продукта и продают.
8. Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера

Джозеф Шугерман
Если вам доведется прочитать лишь одну книгу о копирайтинге — я порекомендую именно эту. Из всех книг о писательстве в этой я, пожалуй, сделала больше всего пометок на полях. Это всеобъемлющее руководство от легендарного рекламщика.
Если читатель не прочтет первого вашего предложения, весьма вероятно, что он не прочтет и второго. Если первое предложение настолько важно, как можно сделать его таким привлекательным, таким простым и таким интересным, чтобы читатели — каждый из них — прочитали его целиком? Ответ: сделайте его коротким.

~ Джозеф Шугерман


Купить «Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера» на Озоне
9. How to Write Sales Letters that Sell / Как писать продающие письма, которые продают

Драйтон Берд
Книга фокусируется на текстах для рассылки, однако, большинство ее советов применимо к копирайтингу в целом. Вот один из рецептов успеха по Берду
1. В заголовке или первом абзаце пообещайте выгоду — главную выгоду, которую вы предлагаете.
2. Опишите вашу выгоду подробно.
3. Сообщите читателю, что конкретно он получит.
4. Подкрепите ваши слова доказательствами и подтверждениями.
5. Сообщите читателю, что он потеряет, если не будет действовать.
6. В заключительном предложении еще раз перефразируйте ваши важнейшие выгоды.
7. Побудите к действию — сейчас.

~ Драйтон Берд


Купить «How to Write Sales Letters that Sell» на Amazon
10. Ca$hvertising

Дрю Эрик Уитман
Несмотря на то, что на русский эта книга не переводилась, ее полезно почитать всем, кто интересуется искусством копирайтинга. Она учит режиссировать ментальные фильмы в голове потребителей:
(…) используя определенные визуализирующие слова, вы можете дать аудитории почувствовать, каково это — взаимодействовать с вашими продуктами или извлекать пользу из ваших услуг в реальной жизни. Вы можете продемонстрировать выгоды от их использования у читателей в голове — задолго до того, как они сделают покупку. Чувство внутреннего удовлетворения наступает, когда начинает работать сила убеждения, ведь потребитель впервые использует продукт именно в своей голове. (Остановитесь. Еще раз прочтите предыдущее предложение). Когда вы представляете себе, как используете тот предмет, который вам нравится, ваш желание обладать этим предметом повышается.

~ Дрю Эрик Уитман


Купить «Ca$hvertising» на Озоне в оригинале
11. Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя

Роджер Дули
Эта книга обобщает все сведения, известные нейронауке об искусстве убеждения. Она позволит вам по-новому взглянуть на использование прилагательных и поможет сформировать свой уникальный голос.

Вот какие выводы Дули делает на основании работы доктора Брайана Уонсинка о влиянии описательных позиций меню на конечную удовлетворенность посетителя:

(…) красочные описания не только склоняют клиентов к покупке, но и повышают удовлетворенность в конце трапезы, по сравнению теми же блюдами, которые не сопровождаются описаниями.

~ Роджер Дули


Купить «Нейромаркетинг. Как влиять на подсознание потребителя» на Лабиринте
12. Психология влияния

Роберт Чалдини
Очень важная книга о поведенческой психологии. Чалдини описал массу экспериментов и сделал отличную базу для маркетологов всего мира. Это основа, социальная психология в действии — книга наглядно поясняет, как нами можно манипулировать и почему мы ведемся на манипуляции. В конце прочтения чувствуешь себя слепцом, с которого сняли повязку, и начинаешь понимать, почему именно так устроен коммерческий мир вокруг.

Из нее становится ясно, почему мы принимаем те или иные решения, как от стоимости или упаковки продукта зависит наше к нему отношение, как управлять мнением аудитории и склонять ее к принятию нужного вам решения. Все, о чем рассказывает Чалдини, применимо на практике здесь и сейчас. Особенно интересно будет тем, у кого есть свой бизнес.

Важно понимать, что информацию не обязательно подвергать цензуре, чтобы люди ценили её выше; её должно быть только недостаточно. В соответствии с принципом дефицита люди считают информацию более убедительной, если думают, что не смогут получить её из какого-нибудь другого источника.

~ Роберт Чалдини


Купить «Психология влияния» на Озоне
8 лучших книг о сторителлинге
Хотите рассказывать истории, но не знаете, как? Начните с этих книг.
13. История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только…

Роберт Макки
Лучшего учебника по построению композиции, конфликта и характера я пока не знаю. Это всестороннее и отлично структурированное пособие, охватывающее все элементы нарратива, начиная с базовых принципов и заканчивая более глубокими концепциями. Оно открывает новые перспективы сторителлинга, которые применимы не только для сценаристов, но и для литераторов, драматургов, журналистов и создателей любых текстов.
Настоящий характер проявляется в том, какие выборы человек совершает под давлением. Чем сильнее давление, тем глубже проявляется характер и тем правдивее раскрывается истинная сущность героя.

~ Роберт Макки


Купить «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только…» на Озоне
14. "Кино между раем и адом"

Александр Митта
Автор книги - один из лучших советских режиссеров, и этим все сказано. Та, как Митта разбирает конфликт и его развитие, раскладывает по полочкам секретные режиссерские ходы и препарирует драматургию сюжета, будет интересно всем. Хотя книга и про кино, по сути, она даёт читателю универсальный инструментарий для сторителлинга. Митта исследует сам принцип создания увлекательных историй, способных лечь в основу яркого и цепляющего сюжета.

Теория, написанная простым и ироничным языком, подкреплена многочисленными примерами из собственного опыта Митты, культовых голливудских фильмов, многовековых принципов драматургии, антропологии и философии.
Случайность — опасное оружие. Она, как правило, находится в сложном балансе с закономерностью. В начале истории случайность желанна и почти обязательна. Затем она должна быть вовлечена в логику рассказа. Чем ближе к концу, тем ей меньше места. В кульминации действуют только закономерности. Случайность в кульминации хороша, если она ошеломляет нас на пути к катарсису. Кульминация и финал «Ромео и Джульетты» тому пример.

~ Александр Митта


Купить книгу «Кино между раем и адом» на Озоне
15. Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете

Уильям Индик
Чтобы читатель проглатывал страницу за страницей, повествование должно быть захватывающим. Переворачивая страницы, человек следит за путешествием главного героя, за изменениями, которые происходят с ним и окружающим его миром. Эта книга учит писателей создавать правдоподобные характеры героев, которые будут удерживать читателя за чтением книги.

Каждая часть книги (всего их шесть) носит имя известного психиатра, начиная от Зигмунда Фрейда и заканчивая Ролло Мэйем. Главы идентичны психологическим конфликтам, и автор анализирует, как такие конфликты влияют на поведение героев. В конце каждой главы приводится список фильмов, герои которых действуют в рамках описываемого конфликта, и практические задания для самостоятельной работы.
Неважно, обратились вы к книге за решением какого-то конкретного вопроса или просто хотите расширить свои знания о том, как писать сценарий, или о кинематографе вообще, в любом случае вы найдете здесь множество интересных идей. Гениальные теории ученых, анализируемые в этой книге, — настоящий источник мудрости. Возможно, во время чтения на вас обрушится поток новых идей для сценаристов и режиссеров. Или вас будут обуревать сонмы различных символов и бессознательных образов при работе над сценарием в процессе съемок или просто при кинопросмотре. Откройтесь этому потоку бессознательных образов и идей. Самое лучшее, что может сделать для вас эта книга, — раскрыть вам ваш собственный мир бессознательного, ведь именно там рождаются фантазии, мечты и фильмы.

~ Уильям Индик


Купить «Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете» на Озоне
16 и 17. «Создаем уникальных героев» и «Как хороший сценарий сделать великим»

Линда Сегер
Две книги от американского сценарного гуру, которые отлично дополняют друг друга. Первая книга — о создании уникального героя, задаче более сложной и важной, чем придумывание истории. Хорошие герои — непременное условие создания по-настоящему интересного действа. Если герои не работают, история не сможет привлечь достаточную аудиторию зрителей и читателей. Хотя книга является учебником для сценаристов, она будет полезна любому, кто занимается созданием историй.

Вторая книга предназначена для начинающих сценаристов, но полезна будет не только им. Как идею превратить в историю, а затем эту историю сделать привлекательной для публики — вот основные темы Сегер. Структура истории, сюжет, развитие характера персонажа та информация, которая необходима всем, кого интересует сторителлинг.
Глубину личности героя можно сравнить с айсбергом: зритель или читатель видит только верхушку работы автора, возможно, всего лишь десять процентов того, что автор знает о своем герое. Сценарист должен верить, что вся проделанная работа углубляет характер героя, даже если большая часть информации никогда не появится в сценарии.

~ Линда Сегер


Читать электронную книгу «Создаем уникальных героев» на Bookmate

Купить «Как хороший сценарий сделать великим» в МИФ
Мы подготовили инструкцию
Она даст вам пошаговый план, как написать историю, которая зацепит с первых слов, будет отличаться от множества других и сможет передать суть вашего бренда.
Книги - это база. А инструкция - отличное практическое подспорье.
18. Do Story: How to tell your story so the world listens / Делать историю: рассказывать историю так, чтобы мир слушал

Бобетт Бастер
Зачастую бизнес-книги слишком растекаются мыслью по древу, но только не эта. Я фанат коротких книг по конкретной теме, поэтому особо рекомендую почитать эту книгу, если вы владеете английским, так как на русский она не переводилась.

Бастер объясняет, как вдохновлять аудиторию личной историей. Прочитав эту книгу, вы научитесь применять 10 принципов сторителлинга, которые показаны на крутых примерах.
Мы все сталкивались с трудностями, переживали триумфы, падения и разочарования. И то, какой выбор мы совершили перед лицом тяжелых испытаний, как мы обуздали собственные страхи - делает нас уникальными и неповторимыми. Это — история, которую хотят услышать многие. Поэтому вы и должны рассказать свою историю. И вы должны сделать это хорошо.

~ Бобетт Бастер

Купить книгу «Do Story: How to tell your story so the world listens» на Amazon
Узнать и применить «Уроки сторителлинга от Сары Кейниг и Джули Снайдер, создателей подкаста Serial» — самого знаменитого и долгоиграющего подкаста Америки.
19. Building a StoryBrand: Clarify Your Message So Customers Will Listen / Построение Стори-бренда: сформулировать четкое послание, чтобы клиенты слушали

Дональд Миллер
Книга в большей степени посвящена маркетингу, чем сторителлингу, но я решила дать ее именно в этом разделе, потому что многим из нас нужно уметь привязывать истории к задачам бизнеса, а без их четкой формулировки этого сделать не удастся. Если вы испытываете трудности с формулировкой маркетинговых посланий, эта книга станет отличным подспорьем. На русский она не переведена, но стоит того, чтобы прочитать в оригинале.
Героем истории должен быть не бренд, а ваш клиент. Это секрет, лежащий в основе каждого феноменально успешного бренда.

~ Дональд Миллер


Купить «Building a StoryBrand» на Amazon
20. The Elements of Persuasion. Use Storytelling to Pitch Better, Sell Faster & Win More Business / Тактика убеждения: научиться мастерству рассказчика, чтобы продавать больше, быстрее и чаще

Ричард Максвелл, Роберт Дикман
Мастера сторителлинга Ричард Максвелл и Роберт Дикман убеждены, что сторителлинг похож на бег. Каждый из нас умеет бегать, но милю за 4 минуты осилят лишь единицы. Бегуны мирового класса знают все о том, как бегать. А лидеры мирового класса знают все о том, как рассказывать истории.

В «Тактике убеждения» Максвелл и Дикман учат рассказывать истории. Они показывают, что сторителлинг применим к любой области, и любой человек может воспользоваться его силой.

Любой сильный нарратив кроет в себе страсть — энергию, благодаря которой вы хотите или даже испытываете необходимость рассказать историю. Это та самая искра, то самое ядро, из которого вырастает история. Эта энергия жизненно необходима. Она соответствует первому из пяти элементов Эмпидокла — огню.
Пять элементов истории одинаковы во всех культурах. Как видно из этой книги, пять элементов истории буквально вшиты в человеческую нейроанатомию и составляют часть нашей человечности. Однако в каждой культуре эти элементы выражаются по-разному. Эта уникальность культурного выражения наделяет наш мировой рынок разнообразным и волнительным.

~ Роберт Дикман


Купить книгу The Elements of Persuasion. Use Storytelling to Pitch Better, Sell Faster & Win More Business на Amazon
5 лучших книг о писательском процессе
Хотите писать больше? Или избавиться от писательских блоков? Эти книги помогут отладить ваш писательский процесс.
21. Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом

Энн Ламотт
Эта книга показала мне ценность «первых паршивых черновиков». Очень вовлекающий и ободряющий труд для тех, кому писательство никак не дается. Хотите прочитать лишь одну книгу от писателя о писательстве? Пусть это будет она.
Перфекционизм — это голос тирана, врага всех людей. Он будет притеснять и сводить вас с ума всю вашу жизнь. Он — это самая большая преграда между вами и вашим первым паршивым черновиком.

~ Энн Ламотт


Купить «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом» на Озоне
22. Начни писать. 52 совета для развития творческих способностей

Грант Фолкнер
Каждый автор знает, сколько удовольствия может приносить творческий процесс, но и насколько он может быть изматывающим и трудоемким. В этой книге собраны очень хорошие упражнения, чтобы выйти из творческого ступора и наконец сесть за работу. Здесь наглядно показано, что делать, когда все нужные слова куда-то подевались и никак не приходят.
Откладывая свои мечты сегодня, вы создаете импульс к тому, чтобы откладывать их до гробовой доски.

~ Грант Фолкнер


Купить «Начни писать. 52 совета для развития творческих способностей» на Озоне
23. 52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем

Александр Гордон Смит
Русский Сборник содержит 52 истории, посвященные писательскому делу. Книгу можно читать привычным образом, от первой до последней страницы, а можно открывать наугад и выхватывать идеи и рекомендации ее автора. Нелинейное чтение особенно полезно, когда нужны новые идеи, а ничего путного в голову не приходит. Каждая глава содержит интригующее название, а ее лид раскрывает главную тему. И хотя ответы на заявленные 52 вопроса знает каждый автор, возвращение к прочитанному помогает преодолеть творческий ступор. Вдобавок в каждой главе содержится краткое руководство к действию и приводятся связанные с ним идеи, техники и рекомендации.
Вы застряли и не знаете, о чем писать? Откройте глаза и оглядитесь. Материал живет везде. Прочитайте старые дневники или свои старые записи. Читайте газеты и журналы в поисках захватывающих историй. Сидите в кафе и глядите в окно. Слушайте разговоры, придумывайте истории о прохожих и записывайте их. Это может занять некоторое время, но если вы направляете свое внимание на мир вокруг вас, вдохновение придет. Фишка в том, чтобы у вас не было цели найти идею всей жизни. Сидите смирно, расслабьтесь, впитывайте все, что происходит вокруг, слушайте отголоски мыслей, шепчущих что-то в вашей голове, и вскоре вы будете бегать по улице с победным кличем: «Эврика!».

~ Александр Гордон Смит


Купить «52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем» на Озоне
24. Привычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизни

Твайла Тарп
Я прочитала множество книг о привычках и считаю, что из этой можно извлечь наибольшее количество практической пользы. Твайла Тарп — танцовщица и хореограф, но ее советы о формировании творческих привычек подойдут также и для авторов.
Самые продуктивные художники, которых я знаю, приступая к работе, имеют в голове план. Они знают, чего хотят достичь, как они это сделают, и что они предпримут, если в процессе что-то пойдет не так. Но между эффективным планированием и чрезмерным планированием — тонкая грань. Нельзя допустить, чтобы планирование препятствовало естественному ходу рабочего процесса.

~ Твайла Тарп


Купить «Привычка к творчеству. Сделайте творчество частью своей жизни» на Озоне
Писательство — это всегда «обнажение». Ценный опыт в статье «Я личность, я профи: Как оставаться живым человеком, продвигая себя как профессионала?».
25. Режим гения. Распорядок дня великих людей

Мейсон Карри
Эта книга интересна тем, что описывает, как работали творческие люди. Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Вуди Аллен и Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс, Джон Апдайк. Писатели, композиторы, художники, балетмейстеры, драматурги, философы, карикатуристы, комики, поэты, скульпторы… Отрывки из писем и дневников, интервью и личные беседы — Карри отовсюду собирает свидетельства о том, как творят великие. Мой главный вынесенный урок? Вот он:
На каждого вечно бодрого и трудолюбивого Гиббона, который работал нон-стоп и никогда, казалось, не испытывал сомнений и кризисов, которые терзают нас, простых смертных, приходится Уильям Джеймс или Франц Кафка, великие умы, которые тратили время впустую, тщетно ждали, пока их настигнет вдохновение, переживали мучительные периоды затишья и творческой засухи, которых разрывали сомнения и неуверенность. В реальности, многие из людей, описанных в этой книге, находятся где-то посередине — они привержены ежедневной работе, но никогда до конца не уверены в своем прогрессе. Все они находят время на то, чтобы работа была сделана. Но вариантов, как структурировать для этого свою жизнь — великое множество.

~ Мейсон Карри


Купить «Режим гения. Распорядок дня великих людей» на Озоне
5 лучших книг о креативности
Книги, представленные в этом разделе, помогут вам генерировать новые идеи и зарядят вас дозой креативности и вдохновения.
26. Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения

Остин Клеон
Эта книга в каком-то смысле приносит облегчение, ведь она учит, что оригинальность не приходит из ниоткуда. Любая творческая работа строится на достижениях прошлого, поэтому вполне нормально учиться у наших героев и подражать их стилю. В процессе подражания мы находим собственный голос.
If we’re free from the burden of trying to be completely original, we can stop trying to make something out of nothing, and we can embrace influence instead of running away from it. Если мы освободимся от бремени необходимости быть полностью оригинальными, мы можем прекратить свои попытки создать что-то из ничего, поэтому мы можем дать место влиянию наших кумиров вместо того, чтобы убегать от него.

~ Остин Клеон


Купить «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» на Озоне
27. The Tall Lady With the Iceberg / Высокая леди с айсбергом

Энн Миллер
Эта книга учит создавать и использовать метафоры. Она придаст вам смелости использовать метафоры в ваших текстах. Для тех, кто читает по-английски.
Образность — основа метафорического языка — удивит, захватит, проинформирует и убедит ваших слушателей так, как не сможет сделать простое объяснение. Живой язык заставит вас выделяться из массы, заставит звучать четко на фоне общего шума и сделает вас тем, кого так сложно встретить в наши дни — эффективным коммуникатором. А в нашем мире, перегруженном информацией, это даст вам огромное конкурентное преимущество.

~ Энн Миллер


Купить «The Tall Lady With the Iceberg» на Amazon

28. Picture This / Представьте себе такую картину

Линда Бэрри
Эта книга помогает быть креативным и меньше заботиться о том, каким будет конечный результат. Она про рисование, творчество, творческие блоки и поиск состояния-дзен в котором вы больше способны наслаждаться творческим процессом. Я включила ее в список из-за этой цитаты:
Что, если процесс написания картин — это способ перейти в определенное состояние, которое очень полезно для нас? И что, если это состояние гораздо важнее, чем само написание картин?

~ Линда Бэрри

Купить «Picture This» на Amazon
29. Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее

Барбара Оакли
В списке книг для писателей эта рекомендация может показаться весьма странной, но Оакли учит нас чувствовать разницу между фокусной и диффузной моделями мышления. Также она объясняет, почему для того, чтобы стать более креативным, нужно на время отстраниться от своей работы.
Чем больше вы стараетесь заставить свой мозг придумать что-то креативное, тем менее креативными будут ваши идеи.

~ Барбара Оакли


Купить «Думай как математик. Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее» на Озоне
30. Гениальность на заказ

Марк Леви
Большие идеи Марка Леви рождаются при помощи техники фрирайтинга. Он советует расслабиться и начать писать, не торопиться, но писать как можно скорее. Этот процесс помогает избавиться от блоков и генерировать новые идеи. Очень понравилась история об атлетах, которые бегут быстрее, выкладываясь на 90%, чем когда задействуют свои максимальные возможности.
[Фрирайтинг] заставляет мозг мыслить дольше, глубже и менее стандартно, чем обычно. Устанавливая себе ряд освобождающих правил, вы загоняете свое сознание в угол, и оно не может не производить новых мыслей. Можно назвать фрирайтинг формой принудительной креативности.

~ Марк Леви


Купить «Гениальность на заказ» на Озоне
5 лучших книг о редактуре
Эти книги научат вычеркивать лишнее и доводить до совершенства хорошие тексты.
31. The Craft of Revision / Мастерство редактуры

Дональд Мюррей
Еще одна книга от ветерана журналистики. Мюррей размышляет о процессе редактирования и о том, как улучшить свои тексты. Я рекомендую эту книгу, если редактирование первых ваших черновиков дается вам нелегко. Для тех, кто дружит с английским.
Авторы должны прочитывать свои первые черновики не с чувством отчаяния, а с целью диагностики. Один из способов сделать это — задать себе два вопроса:
Что работает? Что требует доработки?
Важно задать вопросы именно в этой последовательности. Эффективная редактура отталкивается не от ошибок, а от достижений; не от слабых, а от сильных сторон.

~ Дональд Мюррей


Купить «The Craft of Revision» на Amazon
32. Методика редактирования текста

Аркадий Мильчин
Это учебник для студентов литературных направлений подготовки — и этим все сказано. Всё по делу: методика и техника редактирования и правки, подробный разбор композиции, фактического материала, логической структуры и стилей. Всё разбирается на конкретных примерах. И, что радует — никакой сложной терминологии: можно читать без предварительной подготовки. Прекрасное настольное пособие для редактора любого уровня.
Именно поэтому так уместно сравнивать редактора с актером, который одновременно исполняет две роли: — читателя, чтобы, перевоплотившись в него, наиболее четко осознать, оценить, чем удовлетворит и чем огорчит того редактируемое произведение и при каких условиях оно принесет максимальное удовлетворение; — автора, чтобы, перевоплотившись в него, вникнуть в его замысел до мельчайших тонкостей и при положительной оценке этого замысла со всей остротой почувствовать, где автор не сумел сделать того, что задумал.

~ Аркадий Мильчин


Купить «Методика редактирования текста» на Озоне
33. Слово живое и мёртвое

Нора Галь
Эту книгу можно по праву причислить к классике литературы для писателей и редакторов — она была опубликована в 1972 году, но актуальна до сих пор. В течение 20 лет над ней трудилась известная переводчица и редактор Нора Галь, на счету которой — переводы Сент-Экзюпери, Сэлинджера, Камю, Брэдбери и других известнейших зарубежных авторов. Нора Галь безжалостно разносит канцелярит, штампы и всё, что загрязняет, портит и омертвляет наш устный и письменный язык.
Настоящий литератор — только тот, кто владеет образной речью, неисчерпаемым богатством русских речений, присловий, идиом — всем, что оживляет, красит всякий рассказ и всякую печатную страницу. Ибо искусство, как известно, есть мышление в образах.

~ Нора Галь


Купить «Слово живое и мертвое» на Озоне
34. «It Was the Best of Sentences, It Was the Worst of Sentences //Это было лучшее предложение, это было худшее предложение

Джун Касагранде
Еще одна книга без перевода на русский язык (а жаль!). Писатель и журналист ДжунКасагранде увлекательно и доходчиво рассказывает о том, как строить разнообразные и интересные предложения при помощи инструментов синтаксиса. А знание синтаксиса для редактора жизненно необходимо: как иначе определить, где уместна авторская пунктуация, а где стоит править по учебнику средней школы? Что особенно важно — книга написана на доступном, не слишком сложном английском.
На самом деле, это не настоящие правила. Это просто младенческие шаги перед тем, как мы научимся ходить и бегать. Они помогают, когда нам сложно. Но они не должны тянуть нас вниз в полете. Каждое правило писательства, которое вы слышите, берет свое начало из хорошей идеей, несущей в себе некую практическую пользу. Однако ни одно из этих правил ни черта не стоит, если возвести его в абсолют.

~ Джун Касагранде


Купить «It Was the Best of Sentences, It Was the Worst of Sentences» на Amazon
35. 100 вопросов про твой текст. Конструктор для сборки внутреннего редактора.

Тимур Аникин
Автор этого предельно прикладного, просто и понятного пособия по редактуре — молодой преподаватель НИУ ВШЭ, редактор и автор текстов Тимур Аникин. Книга разбита на 100 подразделов: по количеству вопросов, которые стоит задавать к каждому тексту — очевидных и не очень. Чистый инструментарий без лирических отступлений. Иногда это именно то, что нужно.
Если вы хотите рассмотреть красивый закат (содержание), то лучше смотреть через простое стекло, чем через цветное (особенная форма). Бойтесь накудрявить лишнего, подумайте, почему «Я тебя люблю» звучит сильнее, чем «Я тебя очень люблю».

~ Тимур Аникин


Купить книгу «100 вопросов про твой текст. Конструктор для сборки внутреннего редактора» на Bookmate
Мы подготовили инструкцию
Она даст вам пошаговый план, как написать историю, которая зацепит с первых слов, будет отличаться от множества других и сможет передать суть вашего бренда.
Книги - это база. А инструкция - отличное практическое подспорье.
Читайте не только книги о писательстве

Как авторы текстов для бизнеса мы много чему можем поучиться у авторов художественной литературы. Хорошая проза обучает нас принципу «показывай – не рассказывай». Качественные триллеры покажут, как делать описание сцен динамичным.Романы и семейные саги дают нам мастер-класс по использованию эмоций в тексте.Поэтому читайте разное! И как можно больше!


Ваша команда Big Tomorrow
comments powered by HyperComments
Также в блоге: